В 2021 году 66% всех онлайн-заказов в России были сделаны через маркетплейсы, сообщали в Data Insight. Это значит, что маркетплейсы становятся каналом продаж номер один для многих бизнесов.
Многие процессы на маркетплейсах автоматизированы, но торговля на них — это полноценная профессия. Менеджеры маркетплейсов владеют навыками из трёх сфер: маркетинга, закупок и продаж.
Появление такого менеджера в компании — шанс кратно увеличить доходы. Для тех же, кто хочет зарабатывать в digital-сфере, маркетплейс-менеджер — перспективная специальность. Многие позиции по этой специальности — удалённые, а зарплаты профессионалов превышают 200 тысяч рублей.
В статье разберёмся:
кто такие менеджеры маркетплейсов и чем они занимаются;
какие навыки нужны хорошему специалисту;
как бизнесу найти своего специалиста по маркетплейсам;
сколько зарабатывают маркетплейс-менеджеры;
кому подойдёт профессия и как учиться.
Чем занимается менеджер маркетплейсов
Менеджер маркетплейсов — специалист, который продаёт через маркетплейсы товары компании: он отвечает и за организацию продаж, и за продвижение товаров на площадках. Менеджер маркетплейсов работает с такими площадками, как «Яндекс.Маркет», Ozon, Wildberries, AliExpress и другими.
От его работы зависит, заинтересует ли аудиторию товар и насколько прибыльной будет торговля через маркетплейсы.
В задачи менеджера по маркетплейсам входит:
Зарегистрировать магазин на выбранном маркетплейсе и оформить страницу.
Проанализировать нишу товара, который планируется продавать.
Проанализировать конкурентов и сформировать гипотезу, как нужно выводить на площадки свой товар.
Найти поставщика, провести переговоры с ним, закупить товар.
Организовать доставку товара на склад — взаимодействовать с поставщиками, контролировать логистику, решать возникающие вопросы.
Создать карточки товара.
Продвигать товар — подбирать маркетинговые инструменты, согласовывать бюджет, запускать и контролировать рекламу.
Отвечать на вопросы покупателей и работать с отзывами.
Мониторить и анализировать продажи, проводить сверки товара, выгружать актуальные цены и остатки.
Вести финансовую отчётность, работать с бухгалтерскими документами, готовить отчёты для компании и маркетплейса.
Может показаться, что менеджер маркетплейсов — это универсальный боец, который самостоятельно занимается сразу всеми процессами в магазине. Но это не совсем так.
В больших компаниях на каждом этапе ему могут помогать другие сотрудники: аналитики, финансовые менеджеры, логисты, бухгалтерия и маркетологи. В этом случае менеджер маркетплейсов координирует эти процессы и отвечает за то, чтобы всё работало исправно.
Если же компания небольшая и штат ограничен, то менеджер маркетплейсов занимается всем самостоятельно. Это звучит страшно, но часто с объёмами работ может справиться один специалист. Во-первых, ассортимент в небольших компаниях редко превышает 100 товарных позиций. Во-вторых, для некоторых задач можно привлекать фрилансеров: эсэмэмщиков, таргетологов, фотографов, бухгалтеров на аутсорсе.
Большинство задач, которые решает менеджер маркетплейсов, не требуют присутствия в офисе. Поэтому такие специалисты часто работают удалённо.
Что должен уметь хороший специалист
Профессия менеджера маркетплейсов находится на стыке трёх сфер: продаж, закупок и маркетинга. Поэтому и навыки хорошего специалиста — из этих трёх направлений.
Фото: Kampus Production / Pexels
Продажи. Исторически позиция менеджера по работе с маркетплейсами выросла из позиции менеджера по оптовым продажам. На обеих нужны сильные коммуникативные навыки. Специалисты должны уметь договариваться и находить способы решения проблем. Из технических скиллов — важно уметь работать с документами и учётными системами: 1С, SAP, Axapta, «МойСклад».
Закупки. Здесь навыки менеджера маркетплейсов перекликаются с навыками категорийного менеджера. Мало просто закупить товар — нужно проанализировать нишу и конкурентов, спланировать объём закупок и рассчитать экономику продаж.
Маркетинг. Менеджеру по работе с маркетплейсами предстоит разрабатывать стратегию продвижения для каждого товара. Он должен ориентироваться в digital-маркетинге, знать терминологию и инструменты продвижения.
Как найти своего маркетплейс-менеджера — советы бизнесу
Если маркетплейсы — ключевой канал продаж для вашего бизнеса, к подбору менеджера нужно подойти ответственно. Вот три совета, которые помогут быстро найти и удержать хорошего специалиста по маркетплейсам.
Определите, для каких задач нужен маркетплейс-менеджер. «Мне нужен менеджер по маркетплейсам», — это плохо сформулированная цель. Она неконкретна.
Примеры хорошо сформулированных целей:
«Мне нужен операционный сотрудник, который будет отвечать за базовую функциональность: отгрузки, карточки товаров и отчёты».
«Мне нужен аналитик и закупщик, который будет искать ниши и закупать товар».
«Мне нужен маркетолог, который будет запускать рекламу и выводить в топ мой товар».
Специалист не будет одинаково силён во всех сферах. Один и тот же менеджер не сможет одинаково хорошо набивать карточки товара, составлять отчёты по продажам, планировать рекламу и давать технические задания фотографам. Поэтому при поиске специалиста нужно чётко понимать, какие направления приоритетнее в текущий момент: рутинные задачи, творчество, анализ или маркетинг.
Подберите каналы поиска специалиста под свои требования. В социальных сетях и Telegram-каналах можно найти начинающих специалистов для выполнения базовых задач: составления карточек, работы с отзывами и составления отчётов. Не стоит отказываться от их услуг только из-за отсутствия опыта — часто у новичков больше интереса и мотивации, чем у опытных.
Карьерные сайты вроде hh.ru — основной канал качественного поиска сотрудника на постоянную работу. Здесь важно грамотно составить вакансию: чётко описать требования к кандидату и задачи, которые он будет выполнять. Так больше шансов привлечь релевантных кандидатов.
Договоритесь о системе мотивации, которая устроит и специалиста, и компанию. Чтобы удержать хорошего специалиста в своей компании, важно изначально договориться о системе мотивации, которая подойдёт обеим сторонам. Оклад и бонус нужно прописать в договоре, его должны согласовать обе стороны.
Сколько зарабатывают менеджеры менеджер маркетплейсов без опыта удаленно
Как и в любой digital-специальности, квалификация маркетплейс-менеджера предполагает три ступени: junior, middle, senior. От квалификации зависит доход.
Junior. Начинающий специалист после профессиональных курсов или с минимальным опытом на позиции ассистента.
Обязанности: базовые задачи по созданию карточек, формированию поставок, выдвижение гипотез по товарным нишам, запрос торговых предложений поставщиков и контроль доставки товара на склад.
Уровень дохода: от 30 000 до 70 000 рублей.